space/memorial%20estate/seva/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Усадьбы  /  А.Б. Зайцев. Мир японских усадеб. Эпоха Сёва (1926 – 1989)

 А.Б. Зайцев. Мир японских усадеб. Эпоха Сёва (1926 – 1989)
Размер шрифта: распечатать




Вилла Огико (14.75 Kb)

 

Горная вилла Огико занимала огромную территорию в 43 га с холмистым ландшафтом на южном склоне горы Камакура  /Илл. 10/.

 Большую часть виллы занимал девственный лес, и только примерно к 10% всей территории приложил руку человек. Сады Огико и Ринсёэн стали одними из последних творений Огавы Дзихэя, скончавшегося в 1933 году. В 1955 году кедровый лес, покрывавший южные и восточные склоны виллы Огико, из-за финансовых трудностей был почти полностью вырублен и продан, а через 5 лет продана и большая часть виллы. Остался главный дом и окружающая территория площадью  5 га. В 2010 году Огико была передана в дар Г. Камакура.

Главный дом Огико, в основе своей,  - привезённый из г. Такаяма двухэтажный крестьянский дом минка. В его перестройке в качестве консультанта принимал участие Оэ Синтаро, который ненамного пережил Огаву Дзихэя, скончавшись в 1935 году.

Дом стоит на высоком железобетонном цокольном этаже, врезанном в склон холма и выполненном в европейском стиле, с арочными окнами по южной стороне /Илл. 11 – 13/.

Цокольный этаж был отведён под склад, но в тяжёлое послевоенное время в нём расположилась коллекция собранных Кинъя раритетов, в целях избежания налогообложения зарегистрированная им как музей. С восточной и южной стороны дома по крыше цокольного этажа проходит мощёная  терраса, на которую прямо из сада ведут ворота. С неё открывается  вид на залив Сагами. С веранды залив выглядит как озеро в форме раскрытого веера, поэтому Кинъя так и назвал свою виллу – Огико-сансо, «Вилла озера-веера»   /Илл. 14 – 16/.

Концепция сада строится на впечатлении от прогулки по извилистым горным тропам с их подъёмами, спусками и новыми пейзажами, постоянно открывающимися перед путником. От главных ворот к усадьбе ведёт узкий проход между двумя десятиметровыми кручами, поросшими смешанным лесом /Илл. 17, 18/.

Далее дорога выходит к переднему саду с большой вытянутой формы площадкой перед гэнканом главного дома, по старой традиции усыпанной мелким гравием. С востока Передний сад ограничен полосой деревьев гинго, за которыми на склоне горы раскинулась сливовая роща, а перед самим гэнканом высажена большая куртина стриженого кустарника в форме бублика, с двумя деревьями в его «дырке» /Илл. 19/.

К северу от площадки, за воротами, покрытыми мискантом, - прекрасный сад камелий разных сортов. От засыпанной гравием площадки его отделяют  высокие дзельквы, за которыми поднимается в гору роща бамбука листоколосника /Илл. 20/.

Дальше дорога ведёт вверх по склону холма к чайному павильону Фусимитэй, «Дом Фусими», привезённому сюда из сада принца Фусиминомия (1875 – 1946) в 1934 году. Это самая высокая точка усадьбы. Отсюда тоже виден залив /Илл. 21 - 24/.

В павильоне четыре чайных комнаты /Илл. 25/: зал в 8 татами с круглым окном (1) /Илл. 26, 27/,

комната в 4,5 татами с лазом нидзигути(2) /Илл. 28/, в 3 татами с кривой стойкой токонома(3) /Илл. 29/

и в 2 татами (4) /Илл. 30/. Есть перед павильоном и скамья для ожидания /Илл. 31/.

Сад перед Фусимитэй является естественным продолжением окружающего пейзажа, выделяясь из него, разве что, каменным фонарём, обилием стриженых кустарников и дорожек из тобииси, соединяющих между собой все четыре чайных комнаты. Среди деревьев сада выделяется краснеющий энкиантус почкочешуйный.

Небольшой чайный сад был расположен и на участке между главным домом и поросшим кедрами западным склоном холма. «Главным героем» сада являлся мелководный ручей, журчащий среди камней – любимый мотив Огавы Дзихэя (фотография 1950-го года) /Илл. 32/.

Истоком ручья служил искусственный водопадик на склоне ручья, а впадал он в пруд, подходящий к самому дому. Это самый низкий участок виллы /Илл. 33,34/.

Прежде в пруду жило много черепах, и рос рогоз, покрывавшийся в конце лета коричневыми початками,  распушавшимися похожими на хлопок семенами, которыми играли дети. Это было поистине тихое, уединённое место. По гребню холма, с которого стекал ручей, проходит дорога, соединяющая передний и южный сады, и вдоль неё росли деревья каштанника, на которых разводили съедобные грибы сиитакэ (шиитаке).

Неподалёку стоял чайный павильон с двумя чайными комнатами – в 6 и 4 татами. После продажи большей части виллы западная часть её территории была отведена под жилую застройку, но чайный павильон был перевезён в расположенный рядом храм Гокуракудзи и сохранился.

И этот чайный сад, как и сад перед павильоном Фусимитэй, совершенно сливался с окружающим горным пейзажем, словно вырастая из него. Только группа из фонаря и цукубаи напоминала о том, что это чайный сад.

Если сады, подходящие к главному дому с востока, запада и, отчасти, с севера можно назвать природными, то южный сад – в чистом виде рукотворный, сакутэй. Большая его часть представляет собой просторный газон с несколькими высаженными на нём стрижеными деревьями и кустарниками, плавно снижающийся по склону холма, и переходящий в ровную горизонтальную поверхность. Для получения этой поверхности часть склона была срыта. После подъёмов и спусков по поросшим густой растительностью склонам холмов он создаёт ощущение умиротворённости /Илл. 35, 36/.

На другой части южного склона был устроен помост для любования луной в 10 татами, опиравшийся какэ-дзукури и ныне отсутствующий. Однако, сохранился помост для любования вишням, также находящийся в южном саду, недалеко от чайного сада /Илл. 37/.

Одна из дорог, ведущих в южный сад, полого спускается с восточного склона, проходя через туннель длиной 70 метров. Он существовал ещё до строительства виллы, и после постройки вошёл в её состав.

 
Нагао Кинъя.Огико.План
10. Нагао Кинъя.Огико.План
 
Нагао Кинъя.Огико.Дом
11. Нагао Кинъя.Огико.Дом
 
12. Нагао Кинъя.Огико.Дом 2
 
Нагао Кинъя.Огико.Дом
13. Нагао Кинъя.Огико.Дом 3
 
Нагао Кинъя.Огико.Терраса
14. Нагао Кинъя.Огико.Терраса
 
Нагао Кинъя.Огико.Терраса
15. Нагао Кинъя.Огико.Терраса 2
 
Нагао Кинъя.Огико.Залив
16. Нагао Кинъя.Огико.Залив
 
Нагао Кинъя.Огико.Главные ворота
17. Нагао Кинъя.Огико.Главные ворота
 
Нагао Кинъя.Огико.Проход
18. Нагао Кинъя.Огико.Проход
 
Нагао Кинъя.Огико.Куртина
19. Нагао Кинъя.Огико.Куртина
 
Нагао Кинъя.Огико.Бамбук
20. Нагао Кинъя.Огико.Бамбук
 
Нагао Кинъя.Огико.Залив от Фусимитэй
21. Нагао Кинъя.Огико.Залив от Фусимитэй
 
Нагао Кинъя.Огико.Фусимитэй
22. Нагао Кинъя.Огико.Фусимитэй
 
Нагао Кинъя.Огико.Фусимитэй
23. Нагао Кинъя.Огико.Фусимитэй 2
 
Нагао Кинъя.Огико.Фусимитэй
24. Нагао Кинъя.Огико.Фусимитэй 3
 
Нагао Кинъя.Огико.План Фусимитэй
25. Нагао Кинъя.Огико.План Фусимитэй
 
Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 8 татами
26. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 8 татами
 
Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 8 татами
27. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 8 татами 2
 
Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 4,5 татами
28. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 4,5 татами
 
Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 3 татами
29. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 3 татами
 
Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 2 татами
30. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 2 татами
 
Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, скамья
31. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, скамья
 
Нагао Кинъя.Огико.Чайный сад
32. Нагао Кинъя.Огико.Чайный сад
 
Нагао Кинъя.Огико.Водопад
33. Нагао Кинъя.Огико.Водопад
 
Нагао Кинъя.Огико.Пруд
34. Нагао Кинъя.Огико.Пруд
 
Нагао Кинъя.Огико.Южный склон
35. Нагао Кинъя.Огико.Южный склон
 
Нагао Кинъя.Огико.Газон
36. Нагао Кинъя.Огико.Газон
 
37. Нагао Кинъя.Огико.Вишни

Публикуется впервые

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 14.11.2016
  • Автор: Зайцев А.Б.
  • Ключевые слова: сад, натурализм, лес, сукия, минка
  • Размер: 14.75 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зайцев А.Б.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции


2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100